ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЕЖИССЕРСКОГО
ПОДХОДА К ПРАЗДНИКУ
- методическое пособие для клубных
работников.
Сценарно-режиссерский замысел –
самое главное, что определяет успех, эффективность любого зрелища. Работа над постановкой
начинается с замысла, определяющего образно-постановочное решение, атмосферу
будущего празднества.
В итоге замысел – возможность и необходимость услышать во времени и увидеть в пространстве разрешение волнующей творческой проблемы.
Следующий этап – создание
постановочного плана праздника, в котором конкретизируется замысел.
Впоследствии многое в нем может измениться – от чего-то придется отказаться,
появится что-то новое, но первоначальная основа, связанная с идеей праздника,
должна оставаться неизменной.
В постановочном плане определяются
главные события всего действия. Например, митинг, посвященный Дню Победы (он
рассматривается всему исследователями культуры как форма праздника) включает в
себя торжественное открытие, парад ветеранов Великой Отечественной войны и
воинов Российской армии, поздравления мэра города, военного комиссара,
Председателя Совета ветеранов. Далее конкретизируются эпизоды: минута молчания,
возложение венков к обелиску, праздничный салют и т.д. На этом этапе должны
быть выработаны принципы музыкального, декоративного оформления, указаны
требуемые костюмы, реквизит и многое другое.
Подчас на празднике видишь затянутость
эпизодов, рыхлость сценарного решения, неумение соединить несколько эпизодов в
одно целое и т.д. все эти неудачи – результат пренебрежительного отношения
организаторов к работе над сценарием.
Создание
сценария – это обязательный этап подготовки праздника. Какими бы ни были тема, масштабы проведения
мероприятия (участвуют все ОУ или только одна школа), его содержание непременно
должно быть, прежде всего, выражено в виде сценария. Если замысел намечал
только главные направлению, то детальный сценарий рисует полную, законченную
картину праздника, который, можно сказать, уже есть, правда, только на бумаге.
Работая
над сценарием, важно исходить из того, что сценарист все сможет сделать. В
сценарный план можно записывать самые невероятные, как будто несбыточные затеи.
При детальной разработке сценария все неосуществимое отсеивается само собой, но
многое, лишь поначалу окажется неосуществимым. Режиссерское и педагогическое
чутье подскажет вам, как воплотить задуманное средствами, которые можно
использовать.
Режиссёр-организатор,
приступивший к разработке сценария праздника, должен строго и требовательно
относиться к отбору информации, музыки, стихов, песен, кино- и видеозарисовок.
Примерная
схема сценария такова: пролог, завязка, развитие действия, финал.
Пролог – это вступительная часть
праздника, которая кратко, в символической форме мотивирует его содержание,
настраивает на определенное эмоциональное восприятие. Другими словами, пролог –
это эпиграф ко всему представлению.
Завязка – эпизод «запускающий» в
движение сюжет зрелища.
Праздник в разгаре. Эпизод следует за эпизодом,
события за событием, неся новую информацию, прибавляя торжеству новые краски.
Это и есть развитие действия.
Финал праздника должен закреплять в душе,
в памяти зрителей то главное, что он в себе заключал.
Таким
образом, логическое развитие действия
должно стать основой сценарного построения любого праздника.
Готов
сценарий. Все продумано до мелочей. Наступает время репетиций. Их будет много. Сначала работа над отдельными эпизодами,
потом работа над их стыковкой, далее несколько
прогонов всего действия.
Как
показывает опыт, главные методические принципы репетиций следующие, во-первых,
необходим четкий график репетиций, особенно при монтаже массовых эпизодов, он
дисциплинирует всех: и детей, и взрослых.
Во-вторых,
режиссер должен заранее твердо определить, чего он хочет добиться от
участников, репетируя тот или иной эпизод, еще лучше сначала прорепетировать
его в своем воображении. А то иногда на
репетиции режиссёр суетится, мечется, меняет один вариант художественного
воплощения того или иного эпизода на другой, а участники устают, настроение у
них падает, и репетиция не получается.
В-третьих,
репетиции нужно проводить не только с участниками и творческими коллективами,
но и с техническими службами, которые несут ответственность за свет, музыку,
спецэффекты, смену декораций и т.д. Генеральные же репетиции проводятся за два
дня до проведения праздника и – по полной программе: участники в костюмах, зал
украшен, сцена со всеми декорациями и реквизитом, радиоаппаратура установлена.
Доказано, что при хорошей предварительной подготовке режиссера к показу своей
программы требуется 3-4 совместные репетиции, чтобы отработать взаимодействия
всех групп: ведущих, исполнителей, звукооператоров, помощников режиссёра,
аккомпаниаторов и других.
Также
практика подсказывает, что на репетициях режиссёр должен создавать
благоприятный психологический климат, деловую обстановку. Далеко не сразу все
будет выглядеть так, как хотелось. Не раз и не два режиссёр будет на грани
того, чтобы вспылить, но ни в коем случае важно не переступать эту грань, а
быть предельно сдержанным. Нервозность, раздражительность – враги коллективного
творчества.
Специфика
подготовки обычного праздника (юбилея, дня рождения и т.д.) отличается от
специфики подготовки массового праздника (День города, День молодёжи,
Масленица), поэтому каждый режиссёр должен знать, что:
1.
Массовый
праздник в целом нельзя прорепетировать.
Как же обойтись без репетиций? Надежный
помощник в организации массового зрелища – монтажный лист. Это документ,
включающий в себя то, что происходит во время праздника: время, место,
участники, ход действия. Каждый режиссёр должен уметь его составить.
2.
Массовый
праздник идет один раз. А если он повторяется, то он по своей форме уже совсем
другой – новые сценарий, режиссура и организация, другие зрители, другое
настроение.
3.
Массовое
празднество требует большой предварительной организационной работы еще до
встречи с исполнителями. Условия, в которых оно рождается, не дают практической
возможности сделать всех исполнителей участниками творческого процесса, потому
что масштаб их использования огромен. Поэтому при подготовке массового
праздника творческий коллектив состоит в основном из режиссера, художника,
сценариста, звукооператора и руководителей коллективов.
Именно
творческая работа всего постановочного коллектива может обеспечить законченный
идейно-художественный образ праздника, налаженную его организацию,
бесперебойную смену элементов действия и непрерывность его развития.
В
поставочной практике массового праздника есть много приёмов, которые помогают режиссёру осуществить свой замысел.
Несколько
советов, заповедей, адресованных молодым режиссёрам, организаторам массового
праздника.
1.
Никогда не начинайте работу с
частностей!
Определите основной смысл эпизодов, сделайте общий рисунок массовых сцен.
2.
Ставьте массовую сцену на первой
же репетиции от начала до конца! Это
нужно как для исполнителей, так и для режиссера. Участникам необходимо знать,
что следует делать в эпизоде, а режиссеру – увидеть его целиком. Только тогда
станет ясно, что надо изменить, какие куски сократить, переставить местами и
т.д.
3.
Не увлекайтесь индивидуальными
штрихами, особенно на первых репетициях! Если потратить много времени на двух-трех
исполнителей массового эпизода, остальным нечего будет делать, внимание их
размагнитится, и собрать его можно нельзя будет никакими средствами.
4.
Держите ритм репетиции! Ни на секунду не делайте пауз –
в паузе, даже самой маленькой, участники массовок, как правило, начинают
обсуждать друг с другом проблемы, не имеющие отношения к репетиции.
5.
Не перегружайте участников
многими задачами!
Задачи должны быть ясными и точными. Их должно быть немного, но – самые
необходимые.
6.
Не взывайте к исполнителям с
длинными речами!
Масса не любит долгих цветастых разговоров. Она ждет действия.
7.
Не задерживайте исполнителей на
репетиции сверх положенного времени, даже если вы не успели выполнить всего,
что наметили!
8.
Учитывайте психологический
настрой массы!
9.
Тщательным образом готовьтесь к
репетициям! Составляйте
подробные рисунки всей динамики массового эпизода – с переходами групп,
зарисовкой мизансцены и т.д. Если заметно, что план следует подвергнуть в
процессе репетиции изменениям – не стоит спешить. Нужно поставить массовую
сцену по задуманному плану, а затем вносить коррективы. Иначе можно сбиться
самому, и сбить многолюдную массу.
10.
Когда массовая сцена поставлена –
выверяйте с ее точки зрения ритма! Прямо
с секундомером – не нужно стесняться. Лучше уж это, чем потом вас обвинят в
затянутости и скуке массовых сцен. Любую затяжку – хоть на несколько секунд –
сокращайте, сокращайте безжалостно. Короче, мобильнее, динамичнее выравнивайте
массовый эпизод. Чем он будет стремительнее, тем более сильное эмоциональное
впечатление произведет и, следовательно, достигнет цели.
Индивидуальность
режиссера является определяющей в подготовке и проведении массовых празднеств и
зрелищ. Отсюда и высокие требования к нему – создателю сценического произведения.
Задача
каждого режиссера – высокая и благоприятная: пробиться в сердца людей,
активизировать их на новые и велики свершения. К этому надо стремиться всю
жизнь, создавая произведения, в основе
которых лежит художественный призыв.
Праздники
есть и будут. Что же пожелать их режиссерам и организаторам?
Прежде
всего, творческого единомыслия с участниками, руководителями коллективов,
техническими службами. Оно будет достигнуто, если довериться профессионализму
каждого, кто задействован в празднике, а
также, если учесть наши методические рекомендации – рекомендации режиссеров,
которые в своей практике методом проб и ошибок пришли к изложенным выше
выводам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий