Несмотря на то, что ребенок фальшиво орет песни Чебурашки и слуха у него нет; несмотря на то что пианино некуда поставить и бабушка не может возить ребенка «на музыку»; несмотря на то что ребенку вообще некогда - английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая. есть причины все это преодолеть и все-таки учить музыке по многим очень веским причинам, которые должны знать современные родители:
- Играть - это следовать традиции. Музыке
учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать - это лоск,
блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле
потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг
играющей девушки? Внимание,
родители невест!
- Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину:
заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой
и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы
тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя
на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание,
строгие родители! Музыка - это воспитание характера без риска травмы. Как
хорошо, что такое возможно!
- Занимаясь музыкой, ребенок развивает
математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на
нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая
нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе, как в математическом
доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн
играл на скрипке, а профессора-физики и профессора- математики Оксфорда
составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные
родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем
решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
- Музыка и язык - близнецы-братья. Они
родились следом друг за другом: сначала старший - музыка; потом младший -
словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и
предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в
речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают
иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы
Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен
Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем
будущим полиглотам музыку. Внимание,
мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но
еще раньше был Звук.
- Музыка структурна и иерархична: крупные
сочинения распадаются на менее круп-ные части, которые в свою очередь
делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.
Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера,
тоже сплошь ие- рархичного и структурного. Психологи доказали, что
маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиници Сузуки, не слишком
преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих
сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные
родители будущих IT- инженеров, системных администраторов и программистов!
Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма
Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
- Музыкальные занятия развивают навыки общения,
или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы
учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом,
ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и
другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придется в них
перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать,
голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера. Ведь для
него едва ли не главное - понимать людей и, пользуясь своим пониманием,
управлять ими. Внимание,
амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от
сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера - обезоруживающая
улыбка «хорошего парня».
- Музыканты мягкосердечны и одновременно
мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины
чувствительны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как
мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть
мужественным. Внимание,
прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети,
которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы и потому
чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
- Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного
слова deadline - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести
на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт.
Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу»,
и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме
на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители!
Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и артистизм на
всю жизнь.
- Музыкальные занятия воспитывают маленьких
«цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает
ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа
пианист сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и
контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не
может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер,
оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и
одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. Музыка
приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание,
перегруженные и усталые родители! Ребенку-музыканту будет легче, чем Вам,
бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
- И, наконец, музыка - наилучший путь к жизненному
успеху. Почему? См. пп.1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым
отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о
том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс,
напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном
концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не
стал бы президентом.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не
занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения?
Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему
примеру.
Д.Кирнарская, доктор искусствоведения, доктор
психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных
Источник - Журнал "Искусство в школе", №1 за 2011 год
Источник - Журнал "Искусство в школе", №1 за 2011 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий