пятница, 5 июня 2020 г.

Русские народные игры (в помощь работникам культуры)


Золото хороню
Распространенная посиделочная игра, возникшая из свадебного обряда. Еще в первой ХХ на Севере, на Урале, в Сибири она составляла непременный атрибут свадебных посиделок, чаще всего девичника: в доме невесты собирались се подруги, чтобы, с одной стороны, как-то переживания невесты в связи с предстоящим событием, с другой - помочь в изготовлении свадебного платья, венца и т. п. В некоторых случаях,  на девичник допускались и парни, правда, ненадолго и только женихом. Вот тогда имогла прозвучать и песня, которая обычно сопровождалась игрой.

Брали чье-либо колечко, золотой перстенек (а может быть, и сережку) и пускали по кругу, незаметно передавая из рук в руки. Кто-то выходил на середину круга для того, чтобы под конец песни угадать, у кого из играющих в данный момент находится «золото». Не угадывал -- продолжал искать; угадывал занимал место того, у кого обнаруживалось колечко.
Песня, пригодная для такого случая, могло быть краткой и довольно пространной. Вот самый краткийвариант:
Ходит красна девица
Вдоль по хороводу,
Со своим колечком,
Со моей судьбою,
- Золото хороню,
Красное хороню,
Кому станется,
Кому вынется –
Тому сбудется!
Под эту песню девушка, ходившая по кругу, действительно «хоронила» золото: она брала колечко обеими руками, крепко зажимала его между ладонями, потом ходила вдоль круга, всовывая ладони в чьи-либо руки так несколько раз, поэтому никто из играющих не мог точно Знать, кому же она передала колечко.
Четыре стихии
Это, как очень давно известно, земля, воздух, вода, огонь.
Играющие становятся в круг. Один, водящий, остается в центре круга. В руках у него небольшой мячик(или мягкая игрушка, или какая-то легкая вещица). Он бросает мячик кому-то из стоящих в круге и произносит при этом одно из четырех слов: земля, воздух, вода, огонь. В момент, когда мячик пойман (не тогда, когда он брошен!), водящий начинает считать до трех (только не слишком быстро). Тот, кому брошен мячик, должен успеть, пока идет счет, ответить:
на слово земля -- название какого-нибудь зверя, которыйживет на суше;
на слово воздух --название птицы или насекомого;
на слово вода - название рыбы или морского животного;
на слово же огонь отвечать ничего не надо, а нужно успетьтри раза повернуться вокруг себя. Кто не успел всего этого сделать (или ошибся), заменяетводящего.
Высокий или низкий
Играют 8--10 человек. Они рассаживаются в круг. Ведущий должен заранее придумать список слов с противоположными значениями, к примеру: высокий - низкий, широкий -- узкий, мягкий - - твердый и т. п. Затем он бросает мяч (жгут, платок) то одному, то другому играющему и при этом называет одно из этих слов. Поймавший мяч обязан немедленно бросить его обратно и назвать слово, имеющее противоположное значение. Если играющий ошибется, он должен встать, если ошибется во второй раз, должен стать на одну ногу, после третьей ошибки он выходит из игры. Каждый правильный ответ даст возможность принять прежнее положение (то есть сесть или встать на обе ноги).
Если играющие хорошо усвоят правила игры и запас слов у них достаточно велик, они могу мяч или жгут перебрасывать друг другу, а не возвращать всякий раз ведущему и сами подбирать для игры слова.
Можно предложить и более сложный вариант этой игры: вместо противоположных значений подбирать сходные (синонимы), например: сильный - мощный, темнота - мраки т. п.
В этой игре можно использовать загадки в стихах:
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня…
(Прохлада).
Интересно и такое задание ведущего: закончить самимнародные пословицы:
Ученье -свет, а не ученье–… (тьма).
Знай больше, а говори… (меньше).
Корень учения горек, да плод его… (сладок).
Не бойся врага умного, бойся друга… (глупого).
Лучшая вещь новая, лучший друг… (старый).
Сосед, соседку любишь?
Распространенная посиделочная игра. Ее бытование отмечалось в разных регионах России как в XIX веке, гак и в наши дни.
Участники посиделок рассаживаются парами по кругу. Выбирается ведущая (как правило, это бывает девушка без пары). Она берет в руки ремень (пояс, жгут), подходит к первой попавшейся паре и обращается k парню со словами: «Сосед, соседку любишь?» «Люблю», отвечает тот. «Тогда поцелуйтесь». Если парень и девица поцелуются, ведущая идет дальше, к следующей паре. Если на приказ целоваться парень и девушка не реагируют, ведущая ударяет того и другого чаще и сильнее того, кто скромничает или по какой-то ясной только ему причине не хочет целоваться. Бьет, пока не заставит поцеловаться. Если ремень не помогает, ведущая может обратиться с вопросом теперь уже к девушке: «А ты, соседка, соседа любишь?» Получив ответ: «Нет», она бьет ремнем парня, заставляя его пересесть к какой-нибудь другой соседке. Если услышит «Да», ударяет ремнем того и другого, заставляя преодолеть скромность, излишнюю застенчивость.
Если на вопрос: «Сосед, соседку любишь?» --- тот сразу отвечает: «Нет», тогда, как говорится, инцидент исчерпывается сам собой: и парень, и девушка пересаживаются без ударов кто куда хочет.
Испорченный телефон
Игра появилась несомненно после изобретения телефона, но в основе ее лежит старинное развлечение, которое называлось в шепотка: к человеку с завязанными глазами подходили играющие и что-нибудь шептали на ухо; он должен был повторить сказанное вслух и назвать имя шептавшего.
В испорченный телефон играли на молодежных вечеринках и посиделках. И в наши дни это игра праздничных компаний, досуговых развлечений в санаториях и домах отдыха.
Играющие (их не должно быть менее 8 - 10 человек) садятся в ряд, боком друг к другу, чтобы удобно было, повернувшись, говорить на ухо соседу. Выбранный ведущий идет к краю ряда на свободный стул и говорит на ухо первому какое-нибудь слово. Желательно, чтобы слово было замысловатым, труднопроизносимым, например: Навуходоносор, компьютеризация, конституционалист, подтравливаться, подутюживаться, рахат-лукум, ратификационный и т. п. Говорить слово нужно четко, но тихим-тихим шепотом и только один раз. Принявший слово - - он или не расслышал - обязан передать его тем же способом дальше, т. е. соседу с противоположной стороны, тот - дальше, и так до последнего игрока. Тогда ведущий спрашивает его, какое слово он получил. Последний громко объявляет это слово. Чаще всего оно приходит к нему в искаженном виде, что вызывает обычаи хохот. Теперь надо узнать, кто первым исказил заданное слово, Проверяют с конца. Спрашивают предпоследнего, какое слово он получил и передал. И так идут к началу, пока не определят последнего игрока, который правильно расслышал и правильно передал слово «по инстанции". Следовательно, виноватым оказывается тот, сидит с ним рядом, кто либо неправильно понял переданное ему слово, либо исказил его при передаче.
Наказывают его самыми разными способами: либо отправляют в конец цепи, где телефон чаще всего барахлит; либо, наоборот, отправляют вперед - вместо водящего, чтобы сам придумывал интересные слова; либо берут фантик и выключают из цепи.
Если слово от начала до конца цепи пройдет, правильно, наказывают ведущего.
Молчание
Вариант известной игры в молчанку, но в более взросломисполнении. Делается это обычно на вечорках.
Играющие выбирают ведущего, после чего садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни улыбаться. За нарушение берется фант.
Ведущий ходит по кругу и старается нарушить общее молчание: последовательно переходя от одного игрока к другому, он задает забавные вопросы, делает неожиданные предложения о самочувствии и внешнем виде собеседника, ошарашивает того сенсационными новостями, например: "Говорят, что в США у вас объявился богатый дядюшка, который вам оставил все наследство. Когда вы за ним поедете?". Или: «Что то у вас в ползет? Ой-ой, кажется, клещ энцефалитный!».
Игрок, к которому обращаются, должен смотреть в глаза ведущему, но никак не реагировать --- ни отвечать, ни улыбаться, ни возмущаться. Можно отвечать только знаками.
Играют еще и следующим образом: ведущий не задает вопросы, а делает всяческие гримасы, ужимки, смешные нелепые жесты, а собеседник, храня молчание, обязан повторять все действия ведущего. Если при этом улыбнется, прыснет от смеха, тем более - скажет слово, с него берут фант. Фант берется и с любого другого игрока, которой нарушил правила игры, т. е. засмеялся и заговорил, хотя ведущий обращался не к нему.
Когда большая часть игроков отдаст фанты, вместе с не проштрафившимися игроками определяет им меру наказания. Как всегда в подобных играх, выбирается оракул, за спиной которого показывают фанты и спрашивают: «Что этому фанту сделать?» Оракул назначает, кому прокукарекать три раза, взобравшись на печку, на ворота и т. п., кому пропеть три частушки, кому рассказать анекдот, кому объясниться в любви, кому поцеловать первого встречного на улице…
Кошка и мышка
Игра веселая и задорная. Она хорошо известнаи много раз описывалась в литературе.
По считалке выбирают кошку и мышку, затем игроки становятся в круг и берут друг друга за руки. В середине круга - мышка, а кошка расхаживает возле круга и глядит на мышку. И так зайдет, и этак, и шагом пойдет, и побежит: это она высматривает, где бы ей легче было прорваться в круг. Иногда при этом все поют песенку:
Кошка на мышку бросается.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла!
Мышка от кошки спасается,
Ла-ла-ла, ла-ла-ла!
Участники игры оберегают мышку. Чтобы хитрая кошка не прорвалась в круг, надо покрепче держаться за руки. Если она задумает проскочить низом, надо быстро присесть и не пропустить ее. Если кошка захочет перескочить через круг, надо быстро встать.
А если кошка все же проскочит круг? Надо сейчас же там, где находится мышка, поднять или разомкнуть руки: тогда мышка может выбежать из круга. Понятное дело, кошка тоже бросится к этому выходу. Здесь нельзя дремать: быстро закрыть для нее этот выход и как можно крепче держаться за руки. Кошка будет бегать по кругу, а мышка снаружи поддразнивать се: «А ну-ка, выскочи! А ну-ка, поймай меня!». Как не удерживай кошку, она все-таки выскочит из круга. Тут нужно как можно скорее открыть вход для мышки. Как только она будет в кругу, опять закрыть вход, чтобы следом за ней не вбежала кошка. Мышка должна быть прыткой, шустрой, догадливой, юркой. Пусть она делает вид, что не знает, как ей спастись, пусть она, как может, показывает, что испугалась: это только больше раззадорит кошку!
Если кошка схватит мышку, она становится мышкой, а мышка - кошкой, и игра продолжается. Но можно выбрать новых кошку и мышку. Это уж как захотят участники игры.
Пустое место
            Увлекательная подвижная игра, которая под разными названиями бытовала и бытует во всех регионах России. Отличительная её черта – отсутствие какой-либо атрибутики. Чтобы сыграть в неё, требуется одно - желание.
            Игроки, каждый сам по себе, стоят друг от друга на расстоянии 50-80 см. по считалке один игрок объявляется как бы лишним: он должен голить. Идя по наружной стороне круга, он приговаривает: «Я иду, иду, иду, да кому-то на беду. Кого стукну – убегу. Только выбрать не могу». Выбрав, он хлопает того игрока  тут же устремляется за спины товарищей в бег. Игрок, которого он ударил, тоже должен бежать, только в противоположную сторону. Задача того и другого – скорее обежать круг и опередить соперника, не дав ему возможности занять свободное место.отставший начинает игру сначала: «Я иду, иду, иду…»



Комментариев нет:

Отправить комментарий