четверг, 30 апреля 2020 г.

Учимся, не выходя из дома!! Урок 1


Основы клубной драматургии и режиссуры массовых мероприятий - методические рекомендации для клубных работников.
(Составитель: методист Н.П. Ермизина)
В данных методических рекомендациях даются основы написания и постановки сценариев, клубных мероприятий, характеристика таких понятий, как тема, идея, определение жанра, экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, развязка. Владея этими знаниями, можно избежать некоторых ошибок в проведении мероприятия.
          
  Сценарий – это подробная литературная разработка содержания массового мероприятия, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы о одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.
         
   Сценарий массового театрализованного действа отличается от драматического произведения тем, что в нем работа сценариста и режиссера взаимосвязана, переплетается и ее невозможно разделить. Поэтому определение композиционного построения драмы  немного трансформируется и выглядит следующим образом: 1 - экспозиция, 2 - завязка, 3 – основное действие, 4 – кульминация, 5 – развязка (финал).
    
        Экспозиция – ввод в действие, расстановка и распределение сторон, знакомит аудиторию со временем и местом проведения, героями. В экспозиции может находиться завязка.
Завязка – возникновение и начало конфликта (действия).
Основное действие – постепенное обострение степени конфликта или развитие действия по нарастающей. И состоит оно из блоков, событий и эпизодов, взаимосвязанных между собой – с предыдущим и последующим. Здесь фактически укладывается весь основной сюжет культурно-досугового мероприятия. Общий сюжетный ход, проходящий красной нитью через все эпизоды, блоки, связывается в единое действие, создается целостность программы (действа).
Кульминация – наивысшая точка или момент наивысшего напряжения. Точка, где наиболее выраженно, должна звучать поставленная проблема. Кульминация может являться и финалом одновременно, давая зрителю «почву для размышления».
Развязка или финал – разрешение конфликта или итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и обобщающее авторскую идею и ставящую точку.
Владея, хотя бы этими знаниями, можно избежать некоторых ошибок в проведении мероприятия.
Сценарий – это запись того, что зритель должен видеть и слышать во время театрализованного действа.
Сценарий включает в себя речь исполнителей, произносимых на сценической площадке, и ремарки, которые сообщают о музыкальном сопровождении театрализованного действа, его оформлении и основной динамике происходящего на сцене или другом пространстве, где разворачивается действие. Выстраивая сценарный план, который поможет в  дальнейшем написать сценарий и грамотно выстроить драматическую линию вашего действа – учитывается размещение эпизодов, как одной из структурных единиц. Эпизод – отдельный и драматически целостный фрагмент, который взаимосвязан с предыдущим и последующим.
Существует два вида написания сценария  - собственно-драматургический (оригинальный ил авторский) и компилятивный. Собственно драматургический – это сценарий, созданный автором или группой. Создание авторского сценария требует определенного умения сочинить и грамотно построить фразу, написать стихотворные строки.
Компилятивный сценарий – это собранный, смонтированный из уже готовых элементов: литературных, музыкальных, изобразительных, пластических, видеоизображений и т.д. но и для создания такого драматического произведения (действа) автор должен свободно владеть навыками композиционного построения: определения жанровых и стилистических понятий монтажа в единое художественное целое. А, учитывая специфику творчества специалиста – режиссера, необходимо грамотно воспользоваться и построить сценарный ход с точки зрения режиссерского решения, что именно резкие грани, резкие ритмические различия подводят к богатству красок и соединяют в новое, цельное произведение, где грани несут свое эмоциональное содержание, используют параллельный приём (эпизод монтируется один за другим), а также сочетание приёма параллельного действия с приёмом одновременности действия, когда действие идет в разных местах сцены, на нескольких частях сценической площадки одновременно и может подключаться зрительный зал.
В качестве приема, активизирующего зрительскую аудиторию, используют так называемую посадку (несколько активистов или участников в самодеятельности), которая задает заранее подготовленные вопросы, побуждая зрителя высказывать свое мнение о вопросах, затронутых в программе, например, в ток-шоу, или необходимость неправильных ответов, на случай, если зрители дают правильные ответы, а по сценарию – необходимы ошибочные.
Работа над сценарием делится на 2 периода – подготовительный:
- выбор темы,
- идеи сценария,
- сбор информации,
- изучение литературы и документов,
- составление сценарного плана,
- подбор выразительных средств,
- выбор жанра,
- определение места действия и аудитории, на которую рассчитано мероприятие;
- написание сценария:
- определение сюжета,
- расположение эпизодов и работа над связкой,
- написание литературного сценария.
            Тема – о чем в данном сценарии идет речь.
            Идея – что утверждает автор относительно данной темы, т.е. основная мысль, оценка изображаемых событий.
            Тема обычно задана с самого начала, а к идее как к общему выводу сценарист и режиссер должны подвести участников, зрителей театрализованного действа.
            Тема и идея неразрывны друг с другом, и в совокупности создают идейно-тематическую основу сценария. Идею необходимо доказать.
            Изучив литературно-документальный материал для сценария, можно приступить к составлению примерного сценарного плана или плана сценария, где отражается состав действующих лиц, их характеристика, действия, которые они будут выполнять, последовательное развитие событий, подбор выразительных средств. Последним штрихом в написании сценария является определение жанра и сюжета.
            Жанр – есть определенное толкование темы, зависящее от отношения сценариста к действительности.
            В клубной драматургии существуют следующие жанры:
1.      Театрализованный тематический вечер (вечер-рассказ, вечер-портрет, вечер-митинг, вечер-ритуал);
2.      Сценическая композиция (литературная, музыкальная, театральная);
3.      Театрализованный концерт;
4.      Дискотека;
5.      Театр малых форм (агитационно-художественное представление, театр эстрадной публицистики и т.д.).
6.      Народные гуляния и обряды.
7.      Дискотеки и шоу-программы.
8.      Игровые и конкурсные программы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий