Основы клубной драматургии и
режиссуры массовых мероприятий - методические
рекомендации для клубных работников.
(Составитель: методист Н.П.
Ермизина)
В данных методических
рекомендациях даются основы написания и постановки сценариев, клубных
мероприятий, характеристика таких понятий, как тема, идея, определение жанра,
экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, развязка. Владея этими
знаниями, можно избежать некоторых ошибок в проведении мероприятия.
Сценарий массового театрализованного действа отличается от драматического произведения тем, что в нем работа сценариста и режиссера взаимосвязана, переплетается и ее невозможно разделить. Поэтому определение композиционного построения драмы немного трансформируется и выглядит следующим образом: 1 - экспозиция, 2 - завязка, 3 – основное действие, 4 – кульминация, 5 – развязка (финал).
Завязка – возникновение и начало
конфликта (действия).
Основное
действие –
постепенное обострение степени конфликта или развитие действия по нарастающей.
И состоит оно из блоков, событий и эпизодов, взаимосвязанных между собой – с
предыдущим и последующим. Здесь фактически укладывается весь основной сюжет
культурно-досугового мероприятия. Общий сюжетный ход, проходящий красной нитью
через все эпизоды, блоки, связывается в единое действие, создается целостность
программы (действа).
Кульминация – наивысшая точка или момент
наивысшего напряжения. Точка, где наиболее выраженно, должна звучать
поставленная проблема. Кульминация может являться и финалом одновременно, давая
зрителю «почву для размышления».
Развязка
или финал –
разрешение конфликта или итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и
обобщающее авторскую идею и ставящую точку.
Владея,
хотя бы этими знаниями, можно избежать некоторых ошибок в проведении
мероприятия.
Сценарий – это запись того, что зритель
должен видеть и слышать во время театрализованного действа.
Сценарий
включает в себя речь исполнителей, произносимых на сценической площадке, и
ремарки, которые сообщают о музыкальном сопровождении театрализованного
действа, его оформлении и основной динамике происходящего на сцене или другом
пространстве, где разворачивается действие. Выстраивая сценарный план, который
поможет в дальнейшем написать сценарий и
грамотно выстроить драматическую линию вашего действа – учитывается размещение
эпизодов, как одной из структурных единиц. Эпизод – отдельный и драматически целостный
фрагмент, который взаимосвязан с предыдущим и последующим.
Существует
два вида написания сценария -
собственно-драматургический (оригинальный ил авторский) и компилятивный.
Собственно драматургический – это сценарий, созданный автором или группой.
Создание авторского сценария требует определенного умения сочинить и грамотно
построить фразу, написать стихотворные строки.
Компилятивный
сценарий – это собранный, смонтированный из уже готовых элементов:
литературных, музыкальных, изобразительных, пластических, видеоизображений и
т.д. но и для создания такого драматического произведения (действа) автор
должен свободно владеть навыками композиционного построения: определения
жанровых и стилистических понятий монтажа в единое художественное целое. А,
учитывая специфику творчества специалиста – режиссера, необходимо грамотно
воспользоваться и построить сценарный ход с точки зрения режиссерского решения,
что именно резкие грани, резкие ритмические различия подводят к богатству
красок и соединяют в новое, цельное произведение, где грани несут свое
эмоциональное содержание, используют параллельный приём (эпизод монтируется
один за другим), а также сочетание приёма параллельного действия с приёмом
одновременности действия, когда действие идет в разных местах сцены, на
нескольких частях сценической площадки одновременно и может подключаться
зрительный зал.
В
качестве приема, активизирующего зрительскую аудиторию, используют так
называемую посадку (несколько активистов или участников в самодеятельности),
которая задает заранее подготовленные вопросы, побуждая зрителя высказывать
свое мнение о вопросах, затронутых в программе, например, в ток-шоу, или
необходимость неправильных ответов, на случай, если зрители дают правильные
ответы, а по сценарию – необходимы ошибочные.
Работа над
сценарием делится на 2 периода – подготовительный:
- выбор темы,
- идеи сценария,
- сбор информации,
- изучение
литературы и документов,
- составление
сценарного плана,
- подбор
выразительных средств,
- выбор жанра,
- определение места
действия и аудитории, на которую рассчитано мероприятие;
- написание
сценария:
- определение
сюжета,
- расположение
эпизодов и работа над связкой,
- написание
литературного сценария.
Тема – о чем в данном сценарии идет
речь.
Идея – что утверждает автор относительно
данной темы, т.е. основная мысль, оценка изображаемых событий.
Тема обычно задана с самого начала,
а к идее как к общему выводу сценарист и режиссер должны подвести участников,
зрителей театрализованного действа.
Тема и идея неразрывны друг с
другом, и в совокупности создают идейно-тематическую основу сценария. Идею
необходимо доказать.
Изучив литературно-документальный
материал для сценария, можно приступить к составлению примерного сценарного
плана или плана сценария, где отражается состав действующих лиц, их
характеристика, действия, которые они будут выполнять, последовательное
развитие событий, подбор выразительных средств. Последним штрихом в написании
сценария является определение жанра и сюжета.
Жанр – есть определенное толкование
темы, зависящее от отношения сценариста к действительности.
В клубной драматургии существуют
следующие жанры:
1.
Театрализованный
тематический вечер (вечер-рассказ, вечер-портрет, вечер-митинг, вечер-ритуал);
2.
Сценическая
композиция (литературная, музыкальная, театральная);
3.
Театрализованный
концерт;
4.
Дискотека;
5.
Театр
малых форм (агитационно-художественное представление, театр эстрадной
публицистики и т.д.).
6.
Народные
гуляния и обряды.
7.
Дискотеки
и шоу-программы.
8.
Игровые
и конкурсные программы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий