#СИДИМДОМА Консультация
для родителей детей старшего дошкольного возраста "Читаем детям о Великой Отечественной войне"
Вот
уже минуло 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне,
но мы до сих пор помним и чтим этот праздник, героев Победы. Задача взрослых –
сделать так, чтобы наши дети, с малого возраста знали и помнили о подвиге
нашего народа и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О.Бисмарк говорил: «Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено
мудростью народа».
Детям дошкольного
возраста, трудны и непонятны беседы о войне,
само понимание войны. Поэтому,
следует уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны, как борьбы добра со злом. Детям недостаточно слышать, знать, им надо
чувствовать. И только когда, ребенок пропустит сквозь сердце всю информацию,
тогда он и запомнит ее надолго.
Для
того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских образовательных
учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся
тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая,
театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но времени,
выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему
явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает только в мероприятиях,
проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.
Для
того, чтобы изучать тему Великой Отечественной войнысо своим ребенком в домашних условиях можно применять следующие
методы:
•
Чтение детской художественной литературы о ВОВ, военных подвигах; чтение
о детях – героях ВОв: Володя Дубинин, Марат Казей, Леня
Голиков, Зина Портнова, Валя Котик и др.
•Просмотр художественных и мультипликационных фильмов на военную
тематику: «Сын полка, «Иваново детство», «Четвертая высота», «В бой идут одни старики», «Сказка о Мальчише – Кибальчише» и др.
•
Рассматривание семейных фотографий прадедушек и прабабушек, а так же наград.
Рассматривание иллюстраций по данной теме.
•Словесные игры: «Военная профессия», «Каким видом транспорта защищают наши границы», «Скажи наоборот» и др. А также отгадывание загадок
по теме.
•
Заучивание стихотворений с детьми на тему ВОв.
Все выше перечисленные методы, позволяют родителям воспитать
историческую память и уважение, чувство гордости за свою Родину.
Остановимся
более подробно на правильном выборе книги о войне для детского чтения. Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам? Разумеется, самыми интересными для них
будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники?
Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли
в Победу?
Почти
все написанное для детей о войне создано
во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников
существует одна тема – память о Великой Отечественной войне.
Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это
дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о
похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие
малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный
маленькому читателю и в
то же время достойный того события,
о
котором идет речь.
Прежде
чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне,необходимо подготовить их к
восприятию этой сложной темы:
•
дать небольшие сведения из истории;
•
рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты,
о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого
человека на войне и
всего народа в целом;
•
говорить с ними о губительном характере войны,
сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе,
выжженную землю.
И
только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о
том, что же такое «война»,
можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания
художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.
Предлагаем
вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного
возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного:
•
С. П. Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена
трем главным сражениям Великой Отечественной войны.
О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских
людей, вставших на защиту столицы ;
•
Е. Благинина «Шинель» - о детстве лишенном
радостей по чьей – то злой воле, подрпненном войной, заставившей рано повзрослеть;
•
А. Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;
•
С. М. Георгиевская «Галина мама». Эта
небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в
ней не о пустяках, а о воинской доблести
•
Ю. П. Герман «Вот как это было. Повесть написана от имени маленького героя
Мишки. Автор показал войну, блокаду в
детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за
границы Мишкиного понимания.
•
В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины
рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном
детстве.
•
А. М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юнбат Иванов».
•
В. А. Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем
Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить
ушедшего на фронт старшего брата.
•
К. Г. Паустовский «Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке,
которое подарил ей боец.
•
И. Токмакова «Сосны шумят» - о том,
как война долгие годы не отпускает человека.
•
Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе
маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
•
Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике
Сереже, который хотел увидеть войну собственными
глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка. погибший
в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные
ночи и бесконечная усталость.
Конечно,
это не все произведения, которые можно прочитать с
детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней
не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те
ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас –
взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.
Мы
рады, если вам помогут наши советы и рекомендации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий