С 2013 года по инициативе Министерства
культуры РФ проходит «Ночь искусств». Это ежегодная всероссийская
культурно-образовательная акция, направленная на вовлечение массовой аудитории
в культурную жизнь города в необычном для нее формате.
«Ночь искусств» - лучшее время для
эксперимента по смелому сочетанию самых разных жанров академических и
современных направлений искусства. Именно поэтому в 2015 году основным
направлением акции станет «мультижанровость», а девизом - «Искусство
объединяет!».
Центральная
районная библиотека предлагает вниманию читателей виртуальную книжную выставку,
посвященную лучшим музеям России и Европы.
Третьяковская
галерея
Будто
затейливые терема из русской сказки стоят в Замоскворечье здания Третьяковской
галереи, главный фасад которой оформлен в 1901 —1902 годах по проекту
художника В. Васнецова. Надпись у входа, выполненная старинной вязью, гласит:
«Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея
Михайловича Третьяковых. Основана П.М. Третьяковым в 1856 году и передана им в
дар г. Москве совместно с завешанным городу собранием С. М. Третьякова».
Очень
трудно поверить в то, что такой огромный музей мирового значения начал
существовать благодаря усилиям всего лишь одного человека – П.М. Третьякова. .
Более 3 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, собранные им, стали
основой прославленной художественной галереи. Третьяковская галерея -
крупнейший музей национального изобразительного искусства.
Русская
жанровая живопись началась с работ художника П. Федотова, которые и подтолкнули
Третьякова к мысли о создании музея. Картины просто поразили его, своей
многогранностью, и, в тоже время, простотой. И вот в 1856 году был сделан
первый шаг — Павел Михайлович Третьяков купил у известного в ту пору
академика живописи Н. Шильдера картину «Искушение». Через некоторое
время в коллекцию добавилась еще одна необычайная картина «Стычка с
финляндскими контрабандистами», которую написал В. Худяков.
Именно с этих
двух картин можно считать, что началось собирательство Третьякова. В Москве
проходили, так называемые, выставки Общества любителей художеств, откуда и
пополнялась постепенно коллекция.
Третьяков
начал заводить знакомства с художниками, и мог уже купить картину, которая еще
даже не была готова, которая только зачиналась в мастерской художника.
Третьяков верил, что российское искусство имеет будущее, и нужно уделять этому
вопросу большое количество времени. В письме Третьякова есть такие строки:
«Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства,
уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то
случайно, и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей... Я иного мнения,
иначе... не собирал бы коллекцию русских картин...».
На
данный момент более 57 тысяч
произведений национального изобразительного искусства входят в бесценную
коллекцию Третьяковской галереи.
Государственный музей
изобразительных искусств имени А.С Пушкина
Этот
музей был открыт в 1912 г.
Основателем и первым директором нового музея был известный филолог и
искусствовед Иван Владимирович Цветаев
(1847-1913), отец русской поэтессы Марины Цветаевой. Ему удалось привлечь
пожертвования на строительство музея. А главным меценатом стал владелец
стекольных заводов Ю.С. Нечаев-Мальцев. Поначалу основу коллекций составляли
гипсовые слепки со знаменитых скульптур начиная с античных времен и до эпохи
Возрождения. С момента основания в музее хранится и богатейшая «египетская»
коллекция подлинных памятников культуры и искусства Древнего Египта,
принадлежавшая русскому ученому B.C. Голенищеву.
Постепенно
в музее собралась прекрасная коллекция западноевропейской живописи и скульптуры
XII—XX вв. Составили ее частные собрания русских коллекционеров. Теперь здесь
представлена живопись итальянских, испанских, голландских, фламандских,
английских, французских художников. Особо славится музей большой
коллекцией произведений французских
импрессионистов. Дело в том, что некоторые русские коллекционеры
последней трети XIX в., например предприниматели М.А. Морозов, С.И. Щукин, С.И.
Мамонтов, покупали картины молодых французских импрессионистов еще тогда, когда
те были совершенно безвестны.
Теперь
имена этих мастеров знамениты: Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль
Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей..
Сейчас
Государственному музею изобразительных
искусств имени А.С Пушкина, основу огромной коллекции которого и
составили эти частные собрания,
завидуют
многие известные французские музеи.
Русский музей
Александр
III первым озвучил идею о создании музея, в котором будут собраны лучшие
образцы русского искусства за тысячу лет. Идея русского музея витала в обществе
уже с середины 19-го столетия, поэтому чаяния монарха и народа совпали, а в 1898
году Русский музей был открыт для публики.
Современный
Государственный Русский музей предлагает посетителям коллекции отечественной
живописи и скульптуры с 12-го до 20-го века: экспозиции русского народного
искусства (17-21 века), большая коллекция живописи и скульптуры 19 века.
Представлена резьба по дереву, керамика, ткачество, художественная роспись, обширная
и богатая коллекция живописи и скульптуры русских мастеров 19 века.
Музей
располагает великолепным собранием древних икон, среди которых есть
произведения Рублева, Ушакова и Дионисия.
Трудно
назвать фамилию хотя бы одного известного русского художника, творчество
которого не было бы представлено в Русском музее. 15 тысяч экспонатов коллекции
живописи музея включают в себя все то лучшее, что было создано русскими
мастерами за 800 лет.
Эрмитаж
Прославленный
петербургский Эрмитаж расположен в бывшем дворце русских монархов.
Огромное собрание знаменитого российского музея сейчас занимает пять зданий:
Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Придворный театр и Новый Эрмитаж.
У истоков огромных коллекций Эрмитажа стояла коронованная особа - императрица
Екатерина II. В 1764 г. в Санкт-Петербург привезли 225 картин,
принадлежавших крупному берлинскому коммерсанту И. Гоцковскому. Чтобы погасить
свою задолженность российской казне, Гоцковский предложил вместо денег свое
собрание полотен, написанных большей частью голландскими и фламандскими
живописцами.Эти полотна так очаровали императрицу, что она начала
коллекционировать картины. Специальных людей отряжали за границу, чтобы они
покупали в Европе художественные произведения или даже крупные коллекции
целиком.
В1774
г. на французском языке был издан первый каталог Эрмитажа, в котором
упоминалось уже 2080 картин. А кроме картин в собрании императрицы уже были
гравюры, рисунки, монеты, медали, изделия из резного камня..Официальное
открытие публичного музея, состоявшееся 5 февраля 1852 г.
Свободный
доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 г., при императоре Александре II. К 1914 г. музей
посещали уже 180 тысяч человек в год. Ну а в наши дни счет идет на миллионы.
Сейчас в Эрмитаж любителей прекрасного привлекает не только богатейшее собрание
западноевропейского искусства, одно из лучших в мире, но и ни с чем не
сравнимые парадные залы Зимнего дворца, отделанные мрамором, позолотой,
самоцветами, — Большой, Малахитовый, Фельдмаршальский, Петровский,
Георгиевский... К Георгиевскому залу примыкает знаменитая Военная галерея,
сооруженная в 1826 г. На ее стенах - 300 с лишним портретов генералов,
участвовавших в Отечественной войне 1812 г.
По
счастью, во время пожара 1837 г. эти картины, как и другие дворцовые ценности,
удалось вынести из огня. Эрмитаж обойти за один день невозможно. Ведь каждый посетитель
кроме картин непременно старается увидеть сооруженные при Екатерине II Лоджии
Рафаэля — копию знаменитой галереи в Ватикане,
расписанной великим итальянским художником Рафаэлем.
Особой славой пользуется и Рыцарский зал, где собраны образцы средневекового
оружия и доспехов. В Золотой кладовой Эрмитажа хранятся уникальные изделия ювелиров
XVI—XIX вв., а также золотые предметы, найденные археологами в скифских
курганах и на месте древнегреческих колоний в Причерноморье.
Лучшие
художественные галереи Европы
Очерки Марии Мауджери посвящены истории создания,
содержания и особенностям десяти крупнейших музеев Европы: Старая Пинакотека
(Мюнхен), галерея Уффици (Флоренция), Картинная галерея Дрездена,
Художественно-исторический музей (Вена), музей Д.Орсе (Париж), Лувр (Париж),
Прадо (Мадрид), Национальная галерея
(Лондон), Государственный музей (Амстердам), Эрмитаж (Санк—Петербург).
Сдержано
и точно показаны исторические события, связанные с формированием грандиозных
галерей Европы. Среди многих факторов, повлиявших на их возникновение,
выделяется своей своей определяющей важностью коллекционерская страсть
коронованных особ. Династийные собрания и формирование в эпоху барокко
роскошных выставочных помещений – галерей – явились главным составляющим в
генезисе знаменитых нициональных музеев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий