пятница, 7 августа 2020 г.

Методические рекомендации по фольклорным праздникам


Фольклорные праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Этот опыт в его творческом развитии должен войти в жизнь детей всех возрастов. Дети не только знакомятся с народными традициями, но и вносят полученные знания, опыт в свою повседневную жизнь. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни. Праздники и развлечения на фольклорном материале несут радость и духовную красоту в жизнь ребёнка, воспитывают в нем любовь к родной природе, к Родине, окружающим людям, уважение и культурному наследию народа, способствует становлению национального самосознания и творческих качеств личности. Фольклорный праздник – это большая игра, в которой могут принять участие все. Его можно провести в любой просторной комнате, в спортзале и игротеке, а так же на поляне или на лужайке.

Но все – таки удобнее проводить фольклорный праздник целиком в зале, без использования сцены. Тогда не потребуется сложных переходов со сцены в зал для игры и обратно. Важно, чтобы театрализованное представление проходило в ряду других игр на площадке посреди зала, в окружении детей, тогда весь праздник обретает более цельный характер, у всех будет ощущение сопричастности к живому действию. Стулья лучше расставлять вдоль трёх стен, чтобы отвести место для игры.
На праздник все участники могут прийти в костюмах – «ряжеными», тогда не понадобятся одевания и переодевания. Костюмы не обязательно делать сложными. Вспомните, какими костюмами вы обходитесь, когда играете: «В маки», «У медведя во бору», «В козыньку», «В коршуна»…У «Дедушки Ермака» - на голове старая меховая шапка, вместо бороды мочало, посох – палка; медведь в вывернутом наизнанку тулупе; участник, изображающий козла, прикрепляет на голову выструганные из деревяшек рога, из кудели делает бороду; у коршуна клюв из картона.
Еще меньше нужно для сказок специальных декораций: обыкновенный стол может превратиться в избушку, простая палочка, если сесть на неё верхом и поскакать – в лошадку, а стул – в печку. Надо только при необходимости как следует обыграть те предметы, которые находятся у вас под рукой, - и фантазия чудесно превратит их во что угодно.
Украшая зал, нужно проявить большую выдумку. Из картона, бумаги, ваты, лент и других простых материалов можно сделать нарядное, красочное оформление. Из плотной бумаги сделайте большие маски – Мороза, Весны, солнца, Ветра, которыми украсьте стены. Вырежьте из бумаги или картона, ярко раскрасьте и развесьте по стенам разные предметы сельского домашнего обихода: коромысла, ведра, ухваты, горшки , ковшики. Из цветных лент сделайте большую радугу. Через игровую площадку протяните гирлянды «снежинок» из полиэтилена. На стенах также можно разместить большие красочные плакаты с загадками, а также с песнями, которые на празднике будут петь все.                  Чтобы обозначить смену времен года, можно сделать для каждого времени своё панно – оно послужит фоном, на котором будут проходить игры. Панно для зимы можно сделать из марли, наклеив на неё «иней» и «снежинки». Панно для весны – это полоса материи нежно-зеленого цвета, к ней пришейте яркие цветы, сделанные из бумаги или материи (в виде аппликаций). Панно для лета можно сделать жёлтым, как солнце, или ярко-голубым, как небо, и разбросать по нему пестрых «бабочек». Наконец панно для осени сделайте из серого холста или из простой мешковины; украсьте его золотистыми и красными опавшими листьями и колосками пшеницы. Для времён года также сделайте на пол коврики: один белый – для зимы; зелёный – общий для весны и лета; золотистый – для осени. На этих ковриках лучше разыгрывать часть театрализованных представлений. Их можно сшить из плотной материи и разместить не в центре зала, а ближе к свободной сцене, вдоль которой не будут стоять стулья.
Посмотрите вокруг и подумайте, как интересно и неожиданно использовать те предметы, которые вас окружают, что будет прекрасной школой воображения. На это проявление чудесной способности и рассчитан праздник. Он невозможен без создания особого игрового настроя, особенного настроения для работы.
Успех фольклорного праздника во многом будет зависеть от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность к игре – это не просто знание того, что за чем идёт и по каким правилам. Это прежде всего самое серьёзное отношение к ней. Только почувствовав, что вы не просто распоряжаетесь игрой, а сами играете, ребята легко пойдут за вами, как они всегда идут за ведущими в любой игре.
Детской импровизации в разыгрывании театрализованного представления надо дать как можно больше свободы. Следует помочь хорошо разобраться в сюжете, чтобы дети поняли его смысл, задачи и цели своих персонажей, их характеры. Главное - разбудить детскую фантазию, проявить желание быть хозяевами праздника, чтобы этот праздник был искренний и увлекательный.
Участник театрализованного представления должен знать текст своей роли наизусть и не изменять его своими словами. Знакомство с красочным, живым народным языком и бережное отношение к нему обогатит повседневную речь. Готовясь к празднику, в первую очередь следует разучить песни, исполнять их надо легко и свободно. При постановке фольклорного праздника его участникам придётся поработать с музыкальным материалом . Эта работа не будет особенно трудоёмкой, ведь напевы народных детских песен отличаются простотой и ясностью. Интонировать их несложно: мелодии чаще всего состоят из трех – пяти тонов и учитывают возможности детских голосов. Петь их можно легко, не напрягая голос, не надо брать не очень высоких, ни слишком низких звуков. Такие песни легко исполнять в движении, в играх.                          Самый популярный размер в народных детских песнях две и четыре четверти . Напевы этих произведений легко запоминать, ведь маленький отрезок мелодии, называемый мотивом, многократно повторяется в песне, не изменяясь. Да и сами веснянки, заклички, приговорки, прибаутки и многие игровые припевы невелики по объёму. У детей разные вокальные возможности; они исполняют мелодии так, как позволяет каждому его голос. Но вместе с тем, исполняя народные песни, они могут импровизировать , то есть изменять мелодию, особенно в двух- и трёхголосных песнях – во вторых и третьих голосах, - внося в них новые элементы. Такое исполнение и будет настоящим фольклорным. Сценарии фольклорного праздника не обязательно использовать целиком. Можно выбрать сценарий, соответствующий данному времени года, на который планируется праздник. При необходимости его можно пополнить материалом: пословицами и поговорками, загадками, скороговорками, скоморошинами, небылицами и прибаутками, потешками, игровыми песнями разнообразными народными играми.


Комментариев нет:

Отправить комментарий