Фольклорные праздники – особая,
яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды,
исторический опыт народа. Этот опыт в его творческом развитии должен войти в
жизнь детей всех возрастов. Дети не только знакомятся с народными традициями,
но и вносят полученные знания, опыт в свою повседневную жизнь. Мудрость
народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях,
эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни. Праздники и развлечения на фольклорном
материале несут радость и духовную красоту в жизнь ребёнка, воспитывают в нем
любовь к родной природе, к Родине, окружающим людям, уважение и культурному
наследию народа, способствует становлению национального самосознания и
творческих качеств личности. Фольклорный праздник – это большая игра, в
которой могут принять участие все. Его можно провести в любой просторной
комнате, в спортзале и игротеке, а так же на поляне или на лужайке.
Но все – таки удобнее проводить
фольклорный праздник целиком в зале, без использования сцены. Тогда не
потребуется сложных переходов со сцены в зал для игры и обратно. Важно, чтобы
театрализованное представление проходило в ряду других игр на площадке посреди
зала, в окружении детей, тогда весь праздник обретает более цельный характер, у
всех будет ощущение сопричастности к живому действию. Стулья лучше расставлять
вдоль трёх стен, чтобы отвести место для игры.
На праздник все участники могут
прийти в костюмах – «ряжеными», тогда не понадобятся одевания и переодевания.
Костюмы не обязательно делать сложными. Вспомните, какими костюмами вы
обходитесь, когда играете: «В маки», «У медведя во бору», «В козыньку», «В
коршуна»…У «Дедушки Ермака» - на голове старая меховая шапка, вместо бороды
мочало, посох – палка; медведь в вывернутом наизнанку тулупе; участник,
изображающий козла, прикрепляет на голову выструганные из деревяшек рога, из
кудели делает бороду; у коршуна клюв из картона.
Еще меньше нужно для сказок
специальных декораций: обыкновенный стол может превратиться в избушку, простая
палочка, если сесть на неё верхом и поскакать – в лошадку, а стул – в печку.
Надо только при необходимости как следует обыграть те предметы, которые
находятся у вас под рукой, - и фантазия чудесно превратит их во что угодно.
Украшая зал, нужно проявить большую
выдумку. Из картона, бумаги, ваты, лент и других простых материалов можно
сделать нарядное, красочное оформление. Из плотной бумаги сделайте большие
маски – Мороза, Весны, солнца, Ветра, которыми украсьте стены. Вырежьте из
бумаги или картона, ярко раскрасьте и развесьте по стенам разные предметы
сельского домашнего обихода: коромысла, ведра, ухваты, горшки , ковшики. Из
цветных лент сделайте большую радугу. Через игровую площадку протяните гирлянды
«снежинок» из полиэтилена. На стенах также можно разместить большие красочные
плакаты с загадками, а также с песнями, которые на празднике будут петь все. Чтобы обозначить смену времен
года, можно сделать для каждого времени своё панно – оно послужит фоном, на
котором будут проходить игры. Панно для зимы можно сделать из марли, наклеив на
неё «иней» и «снежинки». Панно для весны – это полоса материи нежно-зеленого
цвета, к ней пришейте яркие цветы, сделанные из бумаги или материи (в виде
аппликаций). Панно для лета можно сделать жёлтым, как солнце, или ярко-голубым,
как небо, и разбросать по нему пестрых «бабочек». Наконец панно для осени
сделайте из серого холста или из простой мешковины; украсьте его золотистыми и
красными опавшими листьями и колосками пшеницы. Для времён года также сделайте
на пол коврики: один белый – для зимы; зелёный – общий для весны и лета;
золотистый – для осени. На этих ковриках лучше разыгрывать часть
театрализованных представлений. Их можно сшить из плотной материи и разместить
не в центре зала, а ближе к свободной сцене, вдоль которой не будут стоять
стулья.
Посмотрите вокруг и подумайте, как
интересно и неожиданно использовать те предметы, которые вас окружают, что
будет прекрасной школой воображения. На это проявление чудесной способности и
рассчитан праздник. Он невозможен без создания особого игрового настроя,
особенного настроения для работы.
Успех фольклорного праздника во
многом будет зависеть от того, насколько готовы к нему не только дети, но и
взрослые. Готовность к игре – это не просто знание того, что за чем идёт и по
каким правилам. Это прежде всего самое серьёзное отношение к ней. Только
почувствовав, что вы не просто распоряжаетесь игрой, а сами играете, ребята
легко пойдут за вами, как они всегда идут за ведущими в любой игре.
Детской импровизации в разыгрывании
театрализованного представления надо дать как можно больше свободы. Следует
помочь хорошо разобраться в сюжете, чтобы дети поняли его смысл, задачи и цели
своих персонажей, их характеры. Главное - разбудить детскую фантазию, проявить
желание быть хозяевами праздника, чтобы этот праздник был искренний и
увлекательный.
Участник театрализованного
представления должен знать текст своей роли наизусть и не изменять его своими
словами. Знакомство с красочным, живым народным языком и бережное отношение к
нему обогатит повседневную речь. Готовясь к празднику, в первую очередь следует
разучить песни, исполнять их надо легко и свободно. При постановке фольклорного
праздника его участникам придётся поработать с музыкальным материалом . Эта
работа не будет особенно трудоёмкой, ведь напевы народных детских песен
отличаются простотой и ясностью. Интонировать их несложно: мелодии чаще всего
состоят из трех – пяти тонов и учитывают возможности детских голосов. Петь их
можно легко, не напрягая голос, не надо брать не очень высоких, ни слишком
низких звуков. Такие песни легко исполнять в движении, в играх. Самый популярный
размер в народных детских песнях две и четыре четверти . Напевы этих
произведений легко запоминать, ведь маленький отрезок мелодии, называемый
мотивом, многократно повторяется в песне, не изменяясь. Да и сами веснянки,
заклички, приговорки, прибаутки и многие игровые припевы невелики по объёму. У
детей разные вокальные возможности; они исполняют мелодии так, как позволяет
каждому его голос. Но вместе с тем, исполняя народные песни, они могут
импровизировать , то есть изменять мелодию, особенно в двух- и трёхголосных
песнях – во вторых и третьих голосах, - внося в них новые элементы. Такое
исполнение и будет настоящим фольклорным. Сценарии фольклорного праздника не
обязательно использовать целиком. Можно выбрать сценарий, соответствующий
данному времени года, на который планируется праздник. При необходимости его
можно пополнить материалом: пословицами и поговорками, загадками,
скороговорками, скоморошинами, небылицами и прибаутками, потешками, игровыми
песнями разнообразными народными играми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий