Пресс-релиз (анонс
или новостной) — сообщение для прессы или общественности; информационное
сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице),
выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу и
передаваемое для публикации в СМИ. Например: предстоящее мероприятие,
презентация, выставка, конкурс и т.д. Конечная цель деятельности по рассылке
пресс-релизов состоит в том, чтобы сформировать и поддерживать определенный
имидж учреждения в глазах широкой общественности.
Пресс-релиз
пишется по поводу какой-то новости или события, которое называется
информационным поводом. По этой причине содержание релиза, как правило, связано
с определенным временным периодом. Материал, присланный через неделю после
состоявшегося семинара или фестиваля, уже неактуален и не представляет интереса
для СМИ. Вот почему необходимо как можно скорее отписывать после совершившегося
события текст – на это есть всего день, максимум, два. В противном случае, ваши
труды окажутся напрасными.
Пресс-релизы бывают нескольких разновидностей:
•
Пресс-релиз-анонс — информация в таком пресс-релизе сообщает о событии, которое
только должно произойти. Вовремя разосланный такой пресс-релиз обеспечит
присутствие представителей прессы на событии. Помимо изложения сути
предстоящего события в этом пресс-релизе можно дать соответствующую предысторию
этого события, которая поможет заинтересовать прессу.
•
Пресс-релиз-новость (ньюс-релиз)— несёт в себе информацию об уже свершившемся
событии. Здесь можно добавить и краткие комментарии действующих или
заинтересованных лиц.
• Информационный
пресс-релиз — информирует о текущем, ещё не завершённом событии. В этом
пресс-релизе даётся только отчёт о текущих изменениях или новом повороте
событий, предполагая, что суть этого события уже известна.
Пресс-релиз не
должен содержать оценочных данных или информации рекламного характера, он
должен быть небольшим по объёму (не больше двух страниц) и содержать в себе информацию
только об одной-единственной новости. Информация в прессе-релизе должна
отвечать требованиям того издания, куда был отправлен пресс-релиз.
Как правило, при подготовке пресс-релиза учитываются
следующие аспекты:
-На первый план
выносится новость или сенсация, и только потом, если нужно, рассказывается о
деталях и подготовительных этапах. Это позволяет зрителю или читателю сразу же
оценить, интересна ли для него информация, стоит на нее обратить внимание или
нет.
-Именно поэтому
первые фразы пресс-релиза должны приписываться наиболее ярко и эффектно. Так,
чтобы они сыграли роль «наживки».
-Один релиз – одна
мысль, все «кстати» отсекаются. Информация должна «проглатываться» потребителем
быстро и легко.
-Исключаются все
рассуждения – эмоциональные оценки. Учреждения образования или учреждения
культуры очень часто пытаются передать свое восхищение, множа эпитеты
«гениальный», «чудесный», «потрясающий»…Публикации в СМИ строятся исключительно
на основе фактов. Именно за счет отбора тех, а не иных фактов и деталей
передается отношение к событию.
-Позаботиться об
иллюстративном материале (фотоматериале).
-Необходимо быть
честным и писать о том, что может быть интересно журналистам и читателям СМИ.
Повод для написания пресс-релиза должен быть действительно значимым.
-Пресс-релиз можно
писать до самого события (анонс), либо после него (пост-релиз). Когда вы пишите
о событии, которое неплохо бы осветить в СМИ, чтобы его посетило больше людей,
писать необходимо заранее. Например: День открытых дверей, выставка, концерт,
спортивные соревнования и т.д. После мероприятия необходимо писать пост-релиз,
в котором рассказывается об итогах события.
-Сообщать
информацию, а не давать рекламу. Это бывает довольно сложно отличить, но есть
подсказка: Информация – это "рассказ не о том, что вы продаете, а о том,
как вы живете".
-Пресс-релиз
обычно пишется не в разговорной, повествовательной манере, а в телеграфной,
обезличенной.
- Пресс-релиз
стоит писать, если есть действительно интересная новость, иначе, скорее всего,
неинформативный и ненужный пресс-релиз будет оставлен без внимания, а работа
над таким пресс-релизом окажется бессмысленной.
- Пресс-релиз
должен отвечать на следующие вопросы:
Что (происходит)?
Где это
(происходит)?
Когда это
(происходит)?
Почему и зачем
(это делается)?
Какие перспективы
это имеет? (если таковые есть)
- Информация
пресс-релиза должна быть интересна и нужна аудитории того издания, куда
направляется пресс-релиз.
-Информация должна
быть актуальной, злободневной.
-Информация должна
быть близка читателям, общественно значимой. Хорошо, если информацию можно
связать с какой-нибудь общественно важной проблемой.
-Хорошо, если в
пресс-релизе присутствуют слова одного или нескольких лидеров мнений на данную
тему.
Примерные
темы для написания пресс-релиза :
-Проведение
семинара, круглого стола, презентации, пресс-конференции, конкурса.
-Участие в
выставках, конкурсах, викторинах, олимпиадах.
-Победы работников культуры в фестивалях разного уровня
-Организация праздников
-Мероприятия,
направленные на профилактику наркомании и вредных привычек, правонарушений,
дорожно-транспортного травматизма.
-Мастер-классы,
участие и организация.
-Благотворительные
и социальные акции.
-Участие в
междугородних, международных проектах, обменах, масштабные экологические и
другие проекты.
-Об этапах
реализации проектов.
-Об участии в
творческой встрече с художником, писателем.
Структура
пресс- релиза ,перечень основных составляющих:
Каждый пресс-релиз
должен содержать следующие элементы:
-Заголовок –
обязательная часть. Он должен содержать основную идею пресс-релиза и быть
информативным, емким и понятным. Чем короче заголовок, тем лучше. Должен
содержать основную идею сообщения и быть, по возможности, ярким, интересным, запоминающимся. Заголовки к текстам для
сайта отражают, как правило, характер действия или его этапа, например: В колледже культуры и искусства отметили День
учителя. Навык придумывания заголовков – отдельное искусство. Могут
использоваться различные подходы и приемы.
Примеры: "Акавита" будет поддерживать формат
P3P (информационный стиль) "Анжелика" и пираты (использование
устойчивых ассоциаций)
-Вводный абзац,
или резюме - это краткое содержание пресс-релиза, выражающее основную мысль
текста в нескольких предложениях. Старайтесь, чтобы резюме не копировало
заголовок, но при этом давало более расширенную информацию, поясняло его.
Резюме, как правило, отвечает на вопросы: когда? где? и что? а также в
некоторых случаях кто?
В одной фразе
необходимо ответить на вопрос - "Что я (автор релиза) хочу сказать?".
Конкретизирует название. В СМИ резюме обычно не публикуется и используется
главным образом в технических целях для определения того, к какой тематике
относится данное сообщение.
Для авторов
пресс-релизов, в то же время, это очень полезная работа по пониманию смысла
написанного. Если текст пресс-релиза не удается выразить в одной фразе, значит,
его надо переделывать.
Дополнительно
можно использовать и такие наводящие вопросы как "Зачем/почему пишется
этот релиз?", "Для кого он пишется?"
-Основная часть
текста отвечает на оставшиеся вопросы: кто? почему? и зачем? какие перспективы
ожидаются? (если они есть). Рекомендуемый объем основной части - примерно 1,5
тыс. знаков. Но, в зависимости от темы и содержания новости, объем пресс-релиза
может варьироваться по усмотрению автора.
Если мероприятие
проходит с участием высокопоставленных лиц, стоит добавить в сообщение
комментарий данного лица. Если таких участников несколько, то в тексте должна
быть цитата самого статусного из участников, либо двух участников. Комментарий
должен содержать мысль, отражающую отношение того или иного спикера или
ведомства к проблеме, к ситуации, к мероприятию.
«Золотая цитата» -
если мероприятие проходит с участием руководителей федеральных и областных
ведомств, а также руководителей территориальных управлений, других
высокопоставленных лиц, спонсоров, необходимо добавить в сообщение комментарий
данного лица. Если таковых участников несколько, то в тексте должна быть
«золотая цитата» самого статусного из участников, либо двух участников.
Комментарий должен содержать мысль, отражающую отношение того или иного спикера
или ведомства к проблеме, к ситуации, к мероприятию.
-Справочная
информация по теме события может быть представлена в тексте, либо вынесена за
текст. Это делается по усмотрению автора.
-Контакты
ответственного лица. Контактные реквизиты – очень важная часть для самой
компании и автора релиза. При этом желательно в первую очередь указывать реквизиты
мобильных контактов – телефон, e-mail. Необходимым является и указание полного
Ф.И.О и должности автора релиза, или лица, к которому можно будет, при
необходимости, обращаться за пояснениями, комментариями или с вопросами.
Адрес сайта, если
он есть, также очень желателен.
Традиционно текст
пресс-релиза строится по принципу перевернутой пирамиды: самая основная
информация дается в начале материала.
Примерная
форма пресс-релиз анонса:
Текст анонса о
мероприятии пишется произвольной форме, но с обязательным указанием:
-Дата и время
мероприятия;
-Место проведения
с указанием помещения и адреса;
-Название
мероприятия и форма (концерт, творческая встреча, спектакль, выставка, конкурс
и т.п.);
-Название отдела
или коллектива-организатора мероприятия, участники мероприятия (кто,
предполагаемое количество);
-На какую
аудиторию рассчитано мероприятие,
-Телефон для
справок, контактное лицо по мероприятию, должность, Ф.И.О., подготовившего
информацию.
-Необходимость
приглашения представителей пресс-службы администрации.
Примерная
форма пресс-релиз новости:
Отчет о прошедшем
мероприятии пишется в произвольной форме, но с обязательным указанием: даты,
названия и места проведения мероприятия и его участников и количество, также
можно указать приглашенных почетных гостей (если таковые присутствовали).
Кратко описать ход мероприятия и его результаты (что было достигнуто из
поставленных задач), впечатления и отзывы зрителей, яркие запоминающиеся
моменты и впечатления. Указать должность, Ф.И.О. подавшего информацию и
контактный телефон.
К отчету
необходимо приложить фото и видеоматериалы (отсканированные дипломы, если
есть). Отчеты сдаются не позднее 2 дней после проведения мероприятия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий