понедельник, 11 мая 2020 г.

Учимся не выходя из дома! Урок 2


КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАЗДНИКОВ
- методическое пособие для клубных работников.
(Составитель: методист Н.П. Ермизина)
Многовековое существование праздников дает возможность поставить вопрос об их классификации. Одним из первых предложил свою классификацию еще в XIX веке исследователь И.М. Снегирёв.  Он делил праздники на подвижные и неподвижные (имеющие и не имеющие точные даты), исключительные, т. е. связанные с особым событием, сельские и городские, отечественные и заимствованные. Эта классификация не имеет методологической основы, однако отражает самые первые шаги науки о празднике, содержит в себе истоки многих, более поздних классификаций.
Наиболее распространенная система классификации исходит из распределения праздника по временам года,  сезонам, календарю. Этот принцип чрезвычайно узок, ограничен, так как оставляет вне квалификации многие праздники и, кроме того, имеет локальный характер.
Широкое распространение получило также деление праздников на религиозные и нерелигиозные. В этом случае за принцип классификации принимается соотношение события и религии, подчеркивается его первоначально религиозное происхождение и последующее разделение на две линии, что, естественно, совершенно приемлемо. «Такое деление ошибочно, так как оно не соответствует материальной, трудовой теории происхождения праздника», - утверждал исследователь В.И. Брудный.
Наконец, очень часто праздники классифицируются по аналогии с театральными жанрами. В этом случае за основу классификации принимаются либо сценарно-режиссерские формы его реального воплощения (массовое представление, театрализованный митинг, карнавальное шествие, мемориальный спектакль и т.д.), либо площадка действия (площадь, парк, улица, стадион, Дворец культуры).
К такой классификации праздника склонны многие искусствоведы, сценаристы, режиссёры. Но эта классификация также несовершенна, ибо праздник всегда представляет собой комплекс разнообразных действий и не может уложиться в прокрустово ложе одной зрелищной формы, одной площадки действия.
Болгарский исследователь праздника Н. Мирзов в своей книге «Массовый праздник как общественное явление» предложил принцип  новой классификации. По его мнению, нужно различать две линии праздников.
Первая линия, исходящая из основных сфер общественной жизни, включает в себя политические, культурные, бытовые, религиозные праздники.
Вторая линия, идущая от личности и общественных групп, включает в себя личные, семейные, племенные, народно-национальные, международные праздники.
Масштаб праздничного события и празднующей общности в комплексе дают наиболее универсальный принцип, ключ к классификации праздника.
Пользуясь этим принципом, можно определить три основные группы праздников в нашей стране.
1.      Всеобщие,  отвечающие наиболее масштабным, большим событием. Это прежде всего великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно – историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична – это весь российский народ,  всё человечество.
Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп, движимых единым порывом.
2.      Локальные,  вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности. Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники отдельных наций, народностей, живущих в России, и праздники различных категорий трудящихся и праздники отдельных возрастных групп, и праздники по профессиям, и праздничные даты отдельных городов России, сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие – в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднующей общности.
3.      Личные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей. Нельзя  не отметить и такое значительное явление, как праздничное событие у отдельного человека, семьи, компании, дружеского круг. Личный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.
Приведенные три виды праздников не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней. Внутри каждого вида возможно огромное количество традиций, в частности, по содержанию и по типу общности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий