вторник, 13 июля 2021 г.

«Книги – юбиляры 2021 года»

       Центральная районная библиотека Оренбургского района представляет виртуальную выставку «Книги-юбиляры 2021 года». Это выставка произведений как зарубежных авторов, так и российских, которые по сроку своего издания в 2021 году отмечают юбилей. У каждой книги своя история создания , и свой путь к читателю. Невозможно рассказать сразу обо всех книгах, отмечающих в этом году юбилеи. Поэтому выставка будет действовать в течение года, одни книги-юбиляры будут сменяться на другие.

                                                      

   50 лет (1971 г.)

  Наше первое знакомство с черноухим охотничьим псом Бимом чаще всего начинается с фильма Станислава Ростоцкого, кстати, номинированного на премию Оскар как лучший иностранный фильм. Картина, действительно, прекрасна, но вот книгу обязательно должен прочитать каждый человек. Хотя бы раз в жизни. Писатель из Воронежа Гавриил Троепольский опубликовал повесть «Белый Бим Чёрное ухо» в 1971 году

во всесоюзно известном журнале «Наш современник», посвятив ее Александру Твардовскому. Номера журнала тут же стали библиографической редкостью, а вышедшая вскоре книга за 10 лет переиздавалась 8 раз, ее сразу перевели на 15 мировых языков. В колледжах США «Белый Бим» до сих пор входит в обязательную программу по литературе. Что же такого необычного в повести, которая не имеет границ для читательского возраста? Читают дети, люди среднего возраста и старики, неизменно не сдерживая слез на последних страницах книги. Мир глазами собаки… «Мне хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим Бимом, заглянул бы внутрь себя. Ведь повесть не о собаке. Собака — лакмусовая бумажка», - сказал писатель в одном из интервью,- «Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми».  Это великая книга, делающая каждого, кто взял ее в руки, чуть-чуть добрее и чище.


75 лет (1946 г.)

«Повесть о настоящем человеке» — повесть советского писателя Бориса Полевого, написанная в 1946 году. За повесть писатель был отмечен Сталинской премией II степени (1947).Летом 1943 года боевая слава об Алексее Маресьеве разнеслась по всей 15-ой воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты. Судьбоносная для лётчика встреча произошла в землянке под Орлом в августе 1943 года, когда репортёр «Правды» Борис Полевой записал его рассказ в тетрадь «Дневник полёта 3-й эскадрильи».Спустя три года, после окончания войны, корреспондент вернулся к идее создания произведения о подвиге безногого лётчика. Долгое время ему не давалось написание книги. Ключевым толчком к созданию произведения послужило невольное признание Германа Геринга, сделанное во время Нюрнбергского процесса:— Наша разведка неплохо работала, и мы знали приблизительно численность Красной Армии, количество танков, авиации, знали мощь русских военных заводов. Сопоставляя силы, мы были уверены в победе. Но мы не знали советских русских. Человек Востока всегда был загадкой для Запада. Наполеон совершил ошибку. Мы её повторили, — и, возведя к небу свои серые оловянные глаза, сказал: — Это не преступление, это — рок.Рок? Признаюсь, я просто-таки взволновался, выслушав это вынужденное признание. Рок! Мне сразу вспомнился безногий лётчик, о котором я еще ничего не писал. Лётчик, который так упорно уходит от меня. Вот он, этот «рок», который решил исход войны и бросил вас на скамью подсудимых, Герман Вильгельм Геринг!— Б. П. ПолевойВ конце концов. — Москва: Советская Россия, 1969. — С. 206—207. — 415 с. — 85 000 экз.Под впечатлением этих слов Борис Полевой приступил к написанию книги. Не имея ни конспекта, ни плана, руководствуясь только репортёрскими записями, сделанными три года назад, он с нуля написал книгу за 19 дней. Летом 1946 года «Повесть о настоящем человеке» вышла в свет в журнале «Октябрь».

              

85 лет (1936 г.)

 Американская писательница Маргарет Митчелл написала в своей жизни всего один роман, но ей этого хватило, чтобы получить мировую известность и славу. «Унесенные ветром» стали настоящей классикой, а экранизация романа сумела завоевать целых 10 премий «Оскар». Какие интересные факты известны о создании этого популярного произведения?Маргарет Митчелл работала журналисткой и не писала каких-либо крупных литературных произведений. Писательство было, скорее, ее хобби.Работать над романом женщина стала во время долгой болезни, когда она травмировала ногу и изнывала от скуки. При этом близкие Маргарет даже не знали о том, что она что-то пишет. А подруга Митчелл, узнав об этом, высмеяла ее, не поверив, что женщина создает что-то серьезное. Писательница вспыхнула и решила доказать приятельнице, что ее труд имеет ценность. Так, Маргарет отправила свою рукопись в издательство. Правда, говорят, что потом она все же передумала и попросила ее вернуть. Но было поздно. Роман прочитали и пришли в восторг, решив обязательно его опубликовать.


110 лет (1911 г.)

 История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблён чиновник-телеграфист. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца. Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чём свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он настолько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо больше, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около трёх месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его. Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г.


135 лет (1886 г.)

Книгу сказок Н. Е. Салтыков-Щедрин писал с перерывом на протяжении восемнадцати лет. Первые три сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик» – были написаны в 1869 году и тогда же опубликованы в журнале «Отечественные записки» под подзаголовком «Для детей». Ответственным редактором журнала тогда был Н. А. Некрасов, а Салтыков-Щедрин являлся активнейшим сотрудником редакции. Все свои новые произведения в 1868–1884 годах он печатает в этом журнале. После смерти Н. А. Некрасова в 1877 году Салтыков-Щедрин сменил его на посту редактора. Журнальное дело стало для него таким же, если не более важным, как и собственное литературное творчество. Цезурный комитет не раз грозил закрытием журналу, в котором печатались стихотворения Некрасова о народной жизни, сатирические произведения Салтыкова-Щедрина, публицистические и художественные произведения литераторов-народников. Весной 1884 года «Отечественные записки» были запрещены «за вредное направление и за связь редакции с революционным подпольем». Салтыков-Щедрин с горечью писал: «…вижу, что связь моя с читателем порвана, а я, признаться, только и любил, что эту полуотвлечённую персону, которая называется «читателем»». Именно в эту пору писатель вновь обращается к сказкам, окончательно оформляет свой сказочный цикл. Сказка как жанр выбрана писателем не случайно. Салтыков-Щедрин шёл навстречу новому кругу читателей – грамотным людям из народа, которых, по словам Л. Н. Толстого, «надо считать сотнями тысяч, чуть ли не миллионами». Кроме того, сказочная фантастика служила средством художественной конспирации: открывала возможность в завуалированной форме ставить самые острые проблемы общественной жизни.В течение четырех лет писатель с увлечением работает над сказками. Большинство из них написано в 1883–1886 годах. Некоторые печатались еще в «Отечественных записках», а после закрытия журнала в сборнике литературного фонда «25 лет», в «Русских ведомостях» – в либеральных органах печати. Публиковать сказки удавалось с большим трудом и часто в искажённом виде. Большинство сказок, по приказу цензуры, не допускалось к печати. Об этом свидетельствуют письма Салтыкова-Щедрина. Писатель задумал выпустить «Сказки» в виде дешёвых трехкопеечных брошюр. Но это издание было запрещено. Сказки печатались нелегально за границей и в России. В 1886 году удалось выпустить «Сказки» отдельным сборником. В него вошли только произведения, ранее публиковавшиеся в легальной прессе. Всего Н. Е. Салтыковым-Щедриным написано 32 сказки. Их появление в печати стало возможным только после революции 1905 года. А сказка «Богатырь» была напечатана лишь в 1922 году. 


155 лет (1866 г.)

«Преступление и наказание» — социально-психологический и социально-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского, над которым писатель работал в 1865—1866 годах. Впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник» Через год вышло в свет отдельное издание, структура которого была немного изменена по сравнению с журнальной редакцией; кроме того, автор внёс в книжный вариант ряд сокращений и стилистических правок.Замысел «Преступления и наказания» созревал у Достоевского в течение многих лет, однако центральная тема, связанная с идеей главного героя об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, начала формироваться только в 1863 году в Италии. Приступив к непосредственной работе над произведением, автор объединил черновики незавершённого романа «Пьяненькие», в котором была намечена сюжетная линия, повествующая о семье Мармеладовых, и наброски романа-исповеди, задуманного как откровение каторжанина. В процессе работы план расширился, и в основу сюжета легло преступление студента Родиона Раскольникова, убившего ради спасения близких старуху-процентщицу. Выход «Преступления и наказания» в свет вызвал бурную полемику в литературном сообществе России; отзывы рецензентов варьировались в диапазоне от восторга до полного неприятия. С фундаментальным анализом произведения выступили такие современники Достоевского, как Дмитрий ПисаревНиколай СтраховНиколай Ахшарумов. В 1880-х годах произведение было переведено на французскийнемецкийшведскийанглийскийпольскийвенгерскийитальянскийдатскийнорвежскийфинский языки. Произведение оказало влияние на мировой литературный процесс: во французской, итальянской, немецкой литературе появились романы-«спутники», продолжавшие развитие темы, заданной Достоевским. Роман был неоднократно инсценирован (первые моноспектакли появились в 1880-х годах, первая театральная постановка в России осуществлена в 1899 году, первая зарубежная сценическая версия представлена в Париже в 1888 году) и экранизирован.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий