вторник, 2 февраля 2021 г.

Виртуальная выставка «Мастер Эзоповского языка»

 к 195-летию со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина  (1826-1889)


В 2020 году исполняется 195 лет со дня рождения М.Е.Салтыкова- Щедрина. 
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889 гг.) – русский писатель-реалист, критик, автор острых сатирических произведений, известный под псевдонимом Николай Щедрин (настоящая фамилия литератора – Салтыков). В своих произведениях писатель поднимал темы морали и нравственности в обществе того времени.

 Детство и образование

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. С 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.

Военная служба. Ссылка в Вятку

В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).

В краткой биографии Салтыкова-Щедрина нельзя не упомянуть о том, что в 1848 году в его жизни наступает длительный период ссылки: за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.

Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел. В 1856–1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».

В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник».

В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.

Последние годы жизни писателя

С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869–1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города», в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».

В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы». В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882–1886 гг.), «Мелочи жизни» (1886–1887 гг.), «Пошехонская старина» (1887–1889 гг.).

Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.

 30 самых метких цитат Салтыкова - Щедрина.

 

·       Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют...

·        Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.

·        Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.

·       Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.

·        Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?

·       Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.

·        Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.

·        Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит.

·        Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

·        -Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас, намеднись, дядя Софрон мимо кружки с керосином шел — и тот весь выпил!

·        У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!

·        Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена — переходные.

·        — Mon cher, — говаривал Крутицын, — разделите сегодня все поровну, а завтра неравенство все-таки вступит в свои права.

·       Увы! Не прошло еще четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое настоящее время пить водку.

·        — Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались — и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.

·        Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.

·        ...Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом.

·        Всякому безобразию своё приличие.

·        ...Цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие — для того, чтобы законодатели не коснели в праздности.

·        — Барышня спрашивают, для большого или малого декольте им шею мыть?

·        Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.

·        Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним.

·        — Кредит, — толковал он Коле Персианову, — это когда у тебя нет денег... понимаешь? Нет денег, и вдруг — клац! — они есть!
— Однако, mon cher, если потребуют уплаты? — картавил Коля.
— Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить — ну, и опять кредит! Еще платить — еще кредит! Нынче все государства так живут!

·        Глупым, в грубом значении этого слова, Струнникова назвать было нельзя, но и умен он был лишь настолько, чтобы, как говорится, сальных свечей не есть и стеклом не утираться.

·        В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.

·        Один принимает у себя другого и думает: «С каким бы я наслаждением вышвырнул тебя, курицына сына, за окно, кабы...», а другой сидит и тоже думает: «С каким бы я наслаждением плюнул тебе, гнусному пыжику, в лицо, кабы...» Представьте себе, что этого «кабы» не существует — какой обмен мыслей вдруг произошел бы между собеседниками!

·        Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари.

·        В словах «ни в чем не замечен» уже заключается целая репутация, которая никак не позволит человеку бесследно погрузиться в пучину абсолютной безвестности.

·        Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».

·        Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь.

 Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении


Сатиры смелый властелин» 
                                 (А.С.Пушкин)


Салтыков- Щедрин,М.Е.

      Собрание сочинений: В 10-ти т./М.Е.Салтыков-Щедрин; сост.С.А.Макашина; ил.М.Башилова.-Москва: Правда,1988.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был автором многих романов, повестей, художественно-публицистических и публицистических циклов, литературно-критических статей. В настоящее издание включены наиболее значительные художественные и художественно-публицистические произведения писателя.

Салтыков-Щедрин,М.Е. Господа Головлёвы. Сказки/М.Е.Салтыков Щедрин;худож.В.Гошко.-Москва: Худож.лит., 1979.-335с.-(Классики и современники. Русская классическая литература)

Роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889) "Господа Головлевы" стоит в ряду лучших социально-психологических произведений русской литературы. Писатель исследует в нем причины и симптомы тяжелой духовной болезни, которую можно назвать "нравственной анемией". Изображая жизнь дворянства накануне и после отмены крепостного права, быт и нравы помещиков, Салтыков-Щедрин со всей беспощадностью рисует социальное зло, порожденное господством правящего сословия. Пагубное влияние собственности на человеческую душу приводит к разрушению личности, показанному на примере распада семьи Головневых. Центральным героем семейной саги становится человек, насквозь пропитавшийся ложью и лицемерием, внешне облеченном в форму благочестия и благоприличия. Образ Иудушки Головлева вошел в галерею лучших мировых сатирических образов и стал нарицательным. По силе критического пафоса и глубине характеров роман Салтыкова-Щедрина близок к "Мертвым душам" Гоголя и сохраняет остроту и актуальность во все времена.


Салтыков-Щедрин,М.Е. История одного города/М.Е.Салтыков-Щедрин; рис.М.Мазрухо.-Москва: Дет.лит.,1972.-254с.-(Школьная библиотека).

"История одного города» - одно из самых известных произведений замечательного русского писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). В романе рассказывается история вымышленного города Глупова на протяжении почти ста лет. Обращаясь к фантастике и гротеску, Салтыков-Щедрин описал нравы и жизнь "глуповцев" и создал целую галерею сменяющих друг друга глуповских градоначальников, за смешными, а порой и страшными образами которых угадываются правители российского государства, его прошлое и настоящее.


Салтыков-Щедрин,М.Е. Пошехонская старина/М.Е.Салтыков-Щедрин; послесл.С.А.Макашина.-Москва: Худож.лит.,1950.-550с.-(Библиотека русского романа).

«Пошехонская старина" - одно из самых ярких и необычных произведений русской литературы.
Светлые, поэтичные детские воспоминания и беспощадно реалистичные суровые картины жизни в усадьбе помещиков-крепостников в середине XIX века со всей полнотой отображают интересный и противоречивый отрезок российской истории.

Салтыков-Щедрин,М.Е. Рассказы/М.Е.Салтыков-Щедрин; сост., автор вступ.ст. М.С.Горячкина.-Москва: Современник,1989.-493.-(Классическая б-ка «Современника»).

Сатирическое творчество гуманистично, глубоко человечно. В рассказах, включенных в книгу, суровый сатирик, «обличитель» язв общественной и политической жизни самодержавной России, проникает « в глубину души человеческой», души страдающей и гибнущей, души, искалеченной жизнью.


Салтыков-Щедрин,М.Е. Романы. Очерки. 


Сказки/М.Е. Салтыков-Щедрин.- Москва: Эксмо, 2009.-864с.-(Б-ка Всемирной литературы).

«Писатель, которого сердце не  переболело всеми болями того общества, в котором он действует, едва ли может претендовать в литературе на значение выше посредственного и очень скоропреходящего»-эти слова принадлежат русскому мыслителю, писателю-сатирику, публицисту и литературному критику  Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину, творчество которого- редкое и неповторимое явление в истории русской и мировой литературы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий