к 195-летию со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889)
В 2020 году исполняется 195 лет со дня рождения М.Е.Салтыкова- Щедрина. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889 гг.) – русский писатель-реалист, критик, автор острых сатирических произведений, известный под псевдонимом Николай Щедрин (настоящая фамилия литератора – Салтыков). В своих произведениях писатель поднимал темы морали и нравственности в обществе того времени.
Детство и образование
Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол
Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий
писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец,
сестра, священник, гувернантка. С 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в
Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.
Военная
служба. Ссылка в Вятку
В 1845 году
Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию.
В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает
ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).
В краткой
биографии Салтыкова-Щедрина нельзя не упомянуть о том, что в 1848 году в его
жизни наступает длительный период ссылки: за вольнодумие он был отправлен в
Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником,
а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто
ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной
жизни для своих произведений.
Вернувшись в
1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство
внутренних дел. В 1856–1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В
1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем
Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник»,
«Современник», «Библиотека для чтения».
В 1862 году
Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с
творчеством, покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге,
писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник».
В 1864 году
Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной
палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.
Последние
годы жизни писателя
С 1868 года
Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной
деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов
«Отечественных записок», а после смерти Николая
Некрасова занимает
пост ответственного редактора журнала. В 1869–1870 годах Салтыков-Щедрин
создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города», в
котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники
«Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».
В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы». В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882–1886 гг.), «Мелочи жизни» (1886–1887 гг.), «Пошехонская старина» (1887–1889 гг.).
Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.
·
Если я усну и проснусь
через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и
воруют...
·
Чего-то хотелось: не то конституции, не то
севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.
·
Во всех странах железные дороги для
передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.
·
Во всех странах
железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.
·
Когда и какой бюрократ не был убежден, что
Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?
·
Российская власть
должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
·
Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают
один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.
·
Если на Святой Руси человек начнет удивляться,
то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит.
·
Строгость российских законов смягчается
необязательностью их исполнения.
·
-Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только
яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас, намеднись, дядя Софрон мимо
кружки с керосином шел — и тот весь выпил!
·
У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку
пожалуйте!
·
Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все
времена — переходные.
·
— Mon cher, — говаривал Крутицын, — разделите
сегодня все поровну, а завтра неравенство все-таки вступит в свои права.
·
Увы! Не прошло еще
четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое настоящее время пить
водку.
·
— Нынче, маменька, и без мужа все равно что с
мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под
кустом обвенчались — и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.
·
Для того чтобы воровать с успехом, нужно
обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима,
потому что за малую кражу можно попасть под суд.
·
...Крупными буквами печатались слова
совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким
шрифтом.
·
Всякому безобразию своё приличие.
·
...Цель издания законов двоякая: одни издаются
для вящего народов и стран устроения, другие — для того, чтобы законодатели не
коснели в праздности.
·
— Барышня спрашивают, для большого или малого
декольте им шею мыть?
·
Просвещение внедрять с умеренностью, по
возможности избегая кровопролития.
·
Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому,
что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда
идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им
одним.
·
— Кредит, — толковал он Коле Персианову, — это
когда у тебя нет денег... понимаешь? Нет денег, и вдруг — клац! — они есть!
— Однако, mon cher, если потребуют уплаты? — картавил Коля.
— Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить — ну, и опять
кредит! Еще платить — еще кредит! Нынче все государства так живут!
·
Глупым, в грубом значении этого слова,
Струнникова назвать было нельзя, но и умен он был лишь настолько, чтобы, как
говорится, сальных свечей не есть и стеклом не утираться.
·
В болтливости скрывается ложь, а ложь, как
известно, есть мать всех пороков.
·
Один принимает у себя другого и думает: «С
каким бы я наслаждением вышвырнул тебя, курицына сына, за окно, кабы...», а
другой сидит и тоже думает: «С каким бы я наслаждением плюнул тебе, гнусному
пыжику, в лицо, кабы...» Представьте себе, что этого «кабы» не существует —
какой обмен мыслей вдруг произошел бы между собеседниками!
·
Неправильно полагают те, кои думают, что лишь
те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха,
сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные
пискари.
·
В словах «ни в чем не замечен» уже заключается
целая репутация, которая никак не позволит человеку бесследно погрузиться в
пучину абсолютной безвестности.
·
Многие склонны путать два понятия: «Отечество»
и «Ваше превосходительство».
·
Страшно, когда человек говорит и не знаешь,
зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь.
Сатиры смелый властелин» (А.С.Пушкин)
Салтыков- Щедрин,М.Е.
Собрание сочинений: В 10-ти
т./М.Е.Салтыков-Щедрин; сост.С.А.Макашина; ил.М.Башилова.-Москва: Правда,1988.
Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин был автором многих романов, повестей,
художественно-публицистических и публицистических циклов,
литературно-критических статей. В настоящее издание включены наиболее
значительные художественные и художественно-публицистические произведения
писателя.
Роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
(1826-1889) "Господа Головлевы"
стоит в ряду лучших социально-психологических произведений русской литературы.
Писатель исследует в нем причины и симптомы тяжелой духовной болезни, которую
можно назвать "нравственной анемией". Изображая жизнь дворянства
накануне и после отмены крепостного права, быт и нравы помещиков,
Салтыков-Щедрин со всей беспощадностью рисует социальное зло, порожденное
господством правящего сословия. Пагубное влияние собственности на человеческую
душу приводит к разрушению личности, показанному на примере распада семьи
Головневых. Центральным героем семейной саги становится человек, насквозь
пропитавшийся ложью и лицемерием, внешне облеченном в форму благочестия и
благоприличия. Образ Иудушки Головлева вошел в галерею лучших мировых
сатирических образов и стал нарицательным. По силе критического пафоса и
глубине характеров роман Салтыкова-Щедрина близок к "Мертвым душам"
Гоголя и сохраняет остроту и актуальность во все времена.
Салтыков-Щедрин,М.Е. История одного города/М.Е.Салтыков-Щедрин; рис.М.Мазрухо.-Москва: Дет.лит.,1972.-254с.-(Школьная библиотека).
"История
одного города» - одно из самых известных произведений замечательного
русского писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). В романе
рассказывается история вымышленного города Глупова на протяжении почти ста
лет. Обращаясь к фантастике и гротеску, Салтыков-Щедрин описал нравы и жизнь
"глуповцев" и создал целую галерею сменяющих друг друга
глуповских градоначальников, за смешными, а порой и страшными образами которых
угадываются правители российского государства, его прошлое и настоящее.
Салтыков-Щедрин,М.Е. Пошехонская старина/М.Е.Салтыков-Щедрин; послесл.С.А.Макашина.-Москва: Худож.лит.,1950.-550с.-(Библиотека русского романа).
«Пошехонская
старина" -
одно из самых ярких и необычных произведений русской литературы.
Светлые, поэтичные детские воспоминания и беспощадно реалистичные суровые
картины жизни в усадьбе помещиков-крепостников в середине XIX века со всей
полнотой отображают интересный и противоречивый отрезок российской истории.
Сатирическое
творчество гуманистично, глубоко человечно. В рассказах, включенных в книгу,
суровый сатирик, «обличитель» язв общественной и политической жизни
самодержавной России, проникает « в глубину души человеческой», души страдающей
и гибнущей, души, искалеченной жизнью.
Салтыков-Щедрин,М.Е. Романы. Очерки.
Сказки/М.Е. Салтыков-Щедрин.- Москва: Эксмо, 2009.-864с.-(Б-ка Всемирной литературы).
«Писатель,
которого сердце не переболело всеми
болями того общества, в котором он действует, едва ли может претендовать в
литературе на значение выше посредственного и очень скоропреходящего»-эти слова
принадлежат русскому мыслителю, писателю-сатирику, публицисту и литературному
критику Михаилу Евграфовичу
Салтыкову-Щедрину, творчество которого- редкое и неповторимое явление в истории
русской и мировой литературы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий